Добро пожаловать на сайт сообщества
"DEAD CITIES - МЁРТВЫЕ ГОРОДА"
Найти :
на сайте в интернете
 

( Сейчас на сайте чел. )


Фоторепортаж, г. Припять, 2008 год

Сегодня утром вернулся из Киева, а в пятницу 28 марта совершил экскурсию в зону,
организованную порталом припять.com. Очень сильные впечатления!
Сейчас разбираю фотки, а пока вот:

Группа была большая: 41 человек, не считая провожатых - в основном с Украины, России, Беларуси,
а также два поляка и еще один иностранец (точно не помню откуда).
На маршруте нас сопровождали представители портала pripyat.com,
а также агентства "Чернобыльинтеринформ", непосредственно организующие поездки в зону.

Перед отъездом в автобус зашли представители МЧС Украины -
посмотрели на наши лица на предмет их трезвости и адекватности,
пожелали счастливого пути и традиционных усілякіх гараздів,
после чего в 7-30 утра поездка началась.

Едем по трассе, любуясь живописными северными пригородами Киева
и периодически попадающимися по пути автораритетами,
мысленно готовясь к "знакомству" с Чернобылем...

Вскоре по телевизору включают несколько видеофильмов про трагедию,
в которых старые кадры перемежаются с современными видеофрагментами
и тревожными голосами репродукторов, звучавших в Припяти в 1986 году.

Небольшая остановка в пути. Надо сказать, нам очень повезло с погодой -
в Киевской области настоящая весна: +12, солнышко...

Последняя развилка перед "зоной":

В 9-40 утра подъезжаем к КПП Дитятки- одному из нескольких КПП,
через которые осуществляется въезд в "30-километровую зону отчуждения".

Влево и вправо от КПП простирается забор, окружающий всю зону,
расположенную на территории Украины и Беларуси на площади около 5 тысяч кв. км:

По дороге в чаще молодого леса проглядывают заброшенные сёла - впечатляющее зрелище!

Следующая остановка - город Чернобыль.

В Чернобыле ненадолго останавливаемся в центре "Чернобыльинтеринформ" - здесь есть столовая,
гостиница, здесь нам еще раз проводят инструктаж, и проводится небольшая вводная лекция.
Тут же есть возможность приобрести фотоальбом о Чернобыльской катастрофе.

Чернобыль находится за пределами другого, десятикилометрового радиуса,
который окружает центр авариии – станцию и город Припять.
Он и по сей день остается городом с действующей инфраструктурой.
Нет в нем только кинотеатра, стационарной больницы, загса, детского сада и школы,
все остальные структуры, присущие обычному городу, здесь есть.
Именно их обслуживанием и занимаются приезжие работники.

Чернобыль – город пятиэтажек и частных домов. Частный сектор в большинстве своём заброшен,
а многоэтажки практически все населены людьми, работающими в зоне.
Все сотрудники работают здесь вахтовым методом. Город вполне живой - по улицам то и дело проезжают автомобили,
немало и людей, хотя по сравнению с обычным городом здесь, конечно, безлюдно.

Заброшенные частные дома:

И обжитые пятиэтажки:

Автовокзал:

Внутри здания автовокзала (в здании, кстати, работает магазин):

А мы едем дальше... Следующая небольшая остановка - памятник пожарным, установленный у пожарной части Чернобыля.
Пожарные этой части одними из первых (а если точнее, то, если не ошибаюсь, третьими) прибыли на место аварии.
Очень сильный памятник!

Затем ненадолго отклоняемся от небольшого маршрута в сторону АЭС,
и направляемся в порт Чернобыля.
В Чернобыле до аварии были пристань на Припяти и небольшой судоремонтный завод.
Сейчас здесь находятся останки нескольких судов,
участвовавших в ликвидации последствий аварии:

Впрочем, по соседству стоят и вполне живые суда, сейчас работающие в этом районе:

После порта заезжаем на мост через Припять, расположенный на трассе на Чернигов и Славутич.

С моста можно полюбоваться рекой Припятью и живописными пейзажами Полесья.

Припять - крупнейший приток Днепра (после создания Киевской ГЭС впадает в Киевское водохранилище),
на большей части своего протяжения текущая по Белоруссии,
а на устьевом участке на протяжении нескольких десятков километров - по Украине.
Припять - главная судоходная магистраль Белоруссии,
в бассейне которой находятся несколько крупных портов (Мозырь, Пинск),
свянная с крупнейшим приграничным транспортным узлом, городом Брестом посредством Днепровско-Бугского канала.
В устье Припять несёт лишь немного меньше воды, чем Ока у Рязани.

По Припяти белорусские суда попадают на Днепр и далее на Черное море
(в порту Мозыря, например, есть суда река-моря, перевозящие удобрения по транзитному маршруту Мозырь - Одесса.
Вот одно из таких судов в порту Мозырь:

Ну а мы наслаждаемся рекой Припятью с Чернобыльского моста.

Несмотря на конец марта, на Припяти уже выставлена судоходная обстановка
(кстати, содержанием 50-километрового участка от границы с Белоруссией -
до устья Припяти, думаю, и занимаются речники Чернобыльского затона)

Видимо, работает и Киевский шлюз. Кстати, еще немного истории:
После аварии на ЧАЭС шлюз Киевской ГЭС на Днепре в год Чернобыля
совершил более девяти тысяч шлюзований (это примерно столько же,
сколько через Городец, при том, что на Городце две нитки).
Через шлюз вверх на Припять прошли десятки судов,
помогая спастись людям и ликвидировать последствия трагедии.
После этого вскоре Киевский шлюз вышел из строя,
и транзитное судоходство с Беларуси на Украину прекратилось.
Долгое время шлюз не работал - и лишь в 1998 году,v спустя 12 лет после трагедии, ремонт завершился:
первым в обновлённом гидроузле прошлюзовался
и вышел в Киевское водохранилище так хорошо знакомый
всем нам теплоход 302 проекта "Алексей Ватченко".

Это было небольшое речное отвлечение.

А пока, с моста, вдали за лугами Полесья мы могли
лицезреть силуэт Чернобыльской атомной электростанции:

Туда нам и предстояло направиться...

Итак, двигаемся далее...

Развернувшись за припятским мостом, автобус подбирает энтузиастов,
и мы продолжаем маршрут - возвращаемся в Чернобыль,
и снова выходим на трассу, ведущую к АЭС.

Вскоре на нашем пути ещё один пост - граница 10 километровой зоны,
непосредственно окружающей эпицентр аварии.
Внутри этой зоны находятся сооружения АЭС и город Припять.

Небольшая остановка посреди дороги.
Сопровождающие предупреждают нас, что отныне надо быть особенно внимательными -
не отступать с маршрута, не отдаляться от сопровождающих,
по возможности, не сходить с асфальтового покрытия.

Проезжаем еще несколько километров, и снова остановка -
у обочины дороги стоит памятник павшим в Великой Отечественной войне,
а в глубине за деревьями - заброшенный детский садик.

Кое-какие внутренние интерьеры ещё сохранились:

Точно такой же шкафчик был когда-то и у меня в детском садике...

Надо сказать, некоторые "декорации"
(такие, как кукла, лежащая посреди осколков стекла, ноты, залитые чернилами,
или разбросанные посреди школы противогазы - это будет потом, в Припяти)
были созданы уже много позже трагедии некоторыми посетителями зоны.
А ещё в 2000 году, по словам людей регулярно бывающих в зоне,
ничего этого не было - ни противогазов, ни чернил, и куклы в садике стояли в игровом уголке,
так как им и полагается стоять в любом детском садике.

После осмотра садика снова садимся в автобус. Следующий пункт - Чернобыльская АЭС.

Сооружения атомной электростанции занимают значительную площадь,
и в настоящее время здесь работает несколько тысяч человек.
Последний, третий, энергоблок был остановлен в 2000 году,
и сейчас АЭС находится в процессе вывода из эксплуатации.
На территории АЭС несколько строек - в частности, хранилища радиоактивных отходов.
Также ведутся работы и на четвертом энергоблоке -
совсем скоро здесь начнется строительство нового саркофага.

Пятый энергоблок, строительство которого было остановлено
сразу после аварии в 1986 году, когда он находился в состоянии 90%-й готовности:

Дороги в зоне не так пусты, как кажется:

Еще несколько промышленных пейзажей:

Проехав вдоль территории АЭС, автобус остановился у четвертого энергоблока,
где внутри павильона состоялась небольшая экскурсия у макета ЧАЭС,
внутри которого воссоздана обстановка после аварии:

Таким будет новый саркофаг:

Центр управления четвертым энергоблоком:

Человек в реакторе:

Четвертый энергоблок АЭС, на котором в 1986 году произошла авария:

И установленный около него памятник:

Фото на память:

После осмотра четвертого энергоблока и экскурсии у макета,
мы направились к административному зданию АЭС.

Без комментариев...

Ходемчук Валерий Ильич - сотрудник четвертого энергоблока,
бывший на вахте в ту роковую ночь. Его останки найти так и не удалось...

Памятник Прометею, ранее стоявший в центре города Припять
и бывший одним из его символов, а позднее перевезенный сюда - к АЭС:

А мы покидаем Чернобыльскую АЭС и направляемся в Припять -
когда-то молодой город атомщиков, возникший одновременно со строительством АЭС,
а ныне город-призрак, всё население которого было эвакуировано 27 апреля 1986 года, через сутки после аварии.

От Чернобыльской АЭС, наш автобус около трёх часов пополудни направился в город Припять -
нам предстояло провести в заброшенном городе около четырех часов.

Остановка на мосту через железную дорогу на въезде в город.

Взгляд направо - в сторону АЭС, железнодорожного моста
через реку Припять и далее ветка на Славутич и Чернигов.

Взгляд налево - в сторону Овруча. Видна заброшенная железнодорожная станция Янов:

А мы через очередное КПП въезжаем в Припять:

Здесь нас разделили на четыре небольшие группы по 10 человек.
Я не задумываясь присоединился к той, где сопровождающим гидом был Александр Сирота -
главный редактор проекта Припять.com, известный в узких кругах как planca.
Александр - коренной припятчанин, переехавшей в Припять с мамой в начале восьмидесятых.
Когда произошла авария, Александр учился в школе, но он прекрасно помнит те годы,
десятки, а может даже сотни раз бывал в зоне после аварии,
знает о Припяти практически всё, и живёт идеей сохранить этот город для потомков.

Прогулка по Припяти началась с визита в обычный городской двор, каких тысячи в любом городе:

Проходим детский садик и игровую площадку:

Доска объявлений:

СССР - 50 лет:

Универмаг:

Общежитие - один из самых старых районов. Именно отсюда начался город,
именно здесь жили первые строители АЭС, именно здесь жил Александр Сирота со своей мамой.
В 1986 году они должны были получить квартиру. Не удалось...

Столовая общежития:

Магазин Светлячок:

Памятник, на котором изображены гербы всех республик СССР:

После этого покидаем самую старую часть города.
Кстати, этот район ближе всех расположен к ЧАЭС и после аварии тут
наблюдались наибольшие по Припяти величины радиации:

Пройдя немного в сторону центра, сделали небольшую остановку возле одной из пятиэтажек,
где, разбившись по двое, осмотрели несколько квартир.
Учитывая, что в пятиэтажке всего пять подъездов,
каждой паре досталось как раз по одному из них.
Мы с моим новым знакомым Владом из Днепропетровска выбрали подъезд номер три:

Сейчас в квартирах не так уж много осталось - что-то, увы, растащили,
а очень многое было разобрано и утилизировано вскоре после аварии.

Следующий пункт - школа номер 1, самая старая школа Припяти.
В последние годы здание значительно обветшало, не везде можно пройти, но,
как сказал наш гид, еще лет пять назад, гуляя по зданию, создавалось полное ощущение обжитости школы -
казалось вот-вот прозвенит звонок, и первоклашки,
оглашая коридоры звонкими голосами, побегут по классам...

Последним уроком в этом классе, видимо, был урок черчения:

Школьный стадион, заросший молодым леском

И теплица...

...в которое кое-что даже растёт... А ещё там имеется гадючье гнездо, так что надо ступать осторожнее.

Прогулявшись по окраинам Припяти, возвращаемся к центральной площади города:

Отель "Полесье":

Ресторан:

Припятские граффити:

Довольно много говорят об этих граффити - таких рисунков немало по городу.
Их сделала группа товарищей во время одного из визитов в Припять.
Слышал много разных мнений на эту тему, но наш гид, главный редактор сайта Припять.com,
высказывался о них крайне негативно. Он, как и большинство его коллег по сайту,
ратует за то, чтобы Припять была городом-памятником и по возможности сохранялась в том виде,
в котором встретила 26 апреля 1986 года.

Д/к "Энергетик" - культурный центр Припяти:

Здесь проводились различные вечера, спортивные и культурные мероприятия города.

В отделке дома культуры до сих пор сохранился мрамор.

Остатки былой роскоши:

Бассейн:

Спортзал:

Вид на улицу Ленина из окна д/к:

Политический уголок:

Выйдя на улицу, направляемся к парку отдыха, который буквально в нескольких шагах от дома культуры:

Кстати, эти машинки - одно из самых "грязных" мест нашего маршрута по Припяти.

Ещё будет легедарный ковш, но об этом чуть позже...

Наконец, наступила кульминация...

Восхождение на шестнадцатиэтажку, безусловно, один из самых ярких аккордов поездки.
Но давайте я её оставлю напоследок, а пока, нарушив хронологическую последовательность,
приведу ещё несколько фотографий.

В ожидании, пока с шестнадцатиэтажки слезет предыдущая группа,
мы успели заглянуть в ликёроводочный магазин. Восьмидесятые годы - время сухого закона,
поэтому это место было культовым для припятчан.
Очередь от этих прилавков порой тянулась аж до улицы Курчатова.

А в соседнюю комнатушку после аварии стащили пианино со всего города:

Этот склад фортапиано обнаружили в своё время энтузиасты портала Припять.com.
Прогуливаясь по Припяти в ветренную погоду они услышали странные, какие-то "неземные" мотивы,
в пустом городе звучавшие жутковато. Пойдя на звук, ребята и набрели на этот склад.
Как оказалось, источником "мотива" был ветер, гулявший в фортепианных струнах.

Затем мы полезли на высотку, а спустившись с заоблачной шестнадцатиэтажной высоты,
направились в место не столь яркое и живописное - припятский следственный изолятор:

А после тюрьмы осмотрели один из складов брошенной техники:

Неброский на первый взгляд, но очень сильный "экспонат" на складе - это ковш:

Если залезть в него с дозиметром, то аппарат начинает
просто-таки захлёбываться в писке, показывая сильнейший радиоактивный фон.
Откуда этот ковш здесь появился и что им копали, конечно,
сейчас узнать нельзя - возможно разбирали завалы на ЧАЭС,
- но такой "памятник" как нельзя лучше показывает невидимое коварство радиации.

Вот ещё одно очень радиоактивное место -
факел и надпись "Чернобыльская АЭС имени В.И. Ленина" на подъезде к Припяти.
Мы пронеслись мимо него на автобусе на высокой скорости,
но те несколько секунд, что мы проносились мимо факела,
в салоне автобуса стоял просто неистовый писк.

Ну а наше путешествие заканчивалось - фотография на память у стеллы на въезде в Припять:

Чудесный, тёплый весенний вечер. Какой же здесь чистый и свежий воздух!
После аварии на территории оставленной человеком зоны естественным образом
сформировался редчайший экологический заповедник -
уникальна флора и фауна, нетронутая человеком, врядли существовавшая бы в урбанизированных условиях.

А мы прощаемся с зоной - после дня, проведенного на свежем воздухе,
чудесный ужин в чернобыльском центре кажется особенным лакомством.
В семь вечера садимся в автобус и, спустя полчаса, пройдя обязательный радиационный контроль
на КПП "Дитятки" прощаемся с этим удивительным местом.
На обратном пути нам показали еще один документальный фильм -
фильм, снятый "при жизни" города - мы снова увидели всё,
где мы только что побывали. Но это был другой город -
не вымерший памятник-напоминание, а живой молодой город энергетиков, зелёный цветущий...
Как искренне любили они его, как любили свою работу, как радовались
и гордились своими трудовыми успехами и достижениями!
"Какое же мы большое дело сделали, а сколько всего ждёт нас впереди!" -
улыбается с экрана молодой парень-атомщик...

Нужно ли говорить, как сильно воспринимается этот фильм по окончании экскурсии?
Всё-таки молодцы ребята с припять.com - очень классно всё сделано!

В заключение хочется сказать, что я очень рад, что побывал-таки в Чернобыльской зоне.
Мне и до этого доводилось видеть брошенные города (на той же Колыме их масса),
но здесь всё воспринимается по-другому - это памятник людям, памятник героизму,
памятник эпохе, наконец, памятник чудовищной человеческой ошибке, которую мы не должны повторить.

А завершить отчёт мне бы хотелось фотографиями с шестнадцатиэтажки:

Внутри здания:

Шахта лифта. Взгляд сверху-вниз:

На крыше здания...

Дороги Припяти не всегда пустынны:

Речной порт на Припяти:

На этом доме "при жизни" города красовалась большая надпись на украинском -
"Хай будет атом работником, а не солдатом". После аварии кто-то из солдат,
работавших в городе, вырезал из фанеры одну из букв русского алфавита
и известным образом "подправил" первое слово надписи.
Вскоре после этого все буквы приказали снести,
и теперь их видно только с крыши высотки:

А река вьется дальше среди бескрайних просторов Полесья. Где-то там вдалеке уже Беларусь...

Чернобыль-2. Подъехать туда сейчас нет возможности.
Объект строго охраняется (антенны состоят из очень ценного металла) -
даже наш гид Александр Сирота там не был - хотя ещё относительно недавно побывать там
и залезть на верхотуру было возможно. Один из сотрудников "Чернобыльинтеринформ",
сопровождавший нас, рассказывал, как лазил туда лет пять-шесть назад.
150 метров высота, потрясающий вид на десятки километров вокруг,
узенькая, не защищенная от ветра, лесенка, лишь слегка
ограждённая от бездны. Такое не забывается!

Ж/д мост через Припять:

ЧАЭС:

Фото на память...

За восемь часов пребывания в зоне каждый из участников поездки
получил дозу радиации, эквивалентную дозе, которую мы все ежесуточно получаем,
живя в Москве. А что касается кроссовок, то ни один человек
не может выйти из зоны, если радиоактивный фон на его одежде выше нормы.
Время от времени бывает, что при радиационном контроле на выезде из зоны
у кого-нибудь превышается фон на обуви. Но это тоже не смертельно -
в таких ситуациях вопрос решается путем мытья обуви.

Да и вообще на дворе уже далеко не 1986-й...




Источник...

DEAD SITIES-МЁРТВЫЕ ГОРОДА © Сообщество STEAM.
Главная | Города | Гостевая | Форум |Контакты
Hosted by uCoz